Типология сложилась как основная форма организации архитектурного проектирования еще в античности и продолжает оставаться таковой по сей день. Это обстоятельство стало настолько привычным, что не вызывает вопросов. Однако обойти эти вопросы стороной нельзя – от их решения зависит будущее проектной и архитектурной деятельности. Прежде всего, остается невыясненной само основание типологической организации архитектурного проектирования.
Современная подготовка архитекторов не сводится к типологии, даже напротив- стремится ее избежать. Задача профессионального образования состоит в подготовке специалиста способного решать все проблемы/, возникающие в процессе проектной и строительной деятельности – так что подчинение образования типологии – скорее рудимент. Однако именно в типологизации некоторые видят перспективы архитектурного образования, что не трудно объяснить чисто прагматическими мотивами и задачами. Легче подготовить узкого специалиста, чем тратить время и деньги на подготовку широкого специалиста, к тому же его диапазон может оказаться не востребованным в организации проектных работ, так как организации, ведущие проектные работы, и сами стремятся сузить свой диапазон определенным кругом типов.
Отметим, что в других разделах архитектурной деятельности типологизация получает право на существование в результате долгой дифференциации. Историков архитектуры изначально не разделяют на историков бань, библиотек или дворцов. Теоретики тоже не специализируются по пропорциям, композиции или еще какой-нибудь отрасли теории.
В науках имеет место предметная, а не типологическая дифференциация, хотя ясности в отличие предмета науки от типа технической деятельности у нас нети. И предметы и типы образуются в процессе дифференциации деятельности. Но предметы науки при этом ориентируются как устойчивые структуры в самой природе, а типология в технике и архитектуре ориентирована на устойчивые нормативно-технологические системы в деятельности.
Формально сходство предметов не может быть достаточным основанием для предметной систематике: нет науки о четвероногих или ушастых, но есть наука о позвоночных, млекопитающих или яйцекладущих. В науке предметы сообразуются с фундаментальными свойствами организации живой природы, а в технике с устойчивыми системами нормативного воспроизводства деятельности. В технике, таким образом, сам технический объект и организуемая с его помощью деятельность выступают как единое целое, устойчивое по отношению к историческим изменением технологии и культуры.
В природе устойчивость типа является следствием генетических процессов эволюции, не управляемых сознанием и волей – механизмом их обособления оказывается естественный отбор. В технике же устойчивость типов определяется условиями организации более высокого уровня или более низкого уровня. Между иерархическими уровнями организации в природе и в социальной практике нет единства принципов, хотя результаты могут казаться идентичными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий