вторник, 19 января 2016 г.

Пустота


слова Лао Цзы: 
Тридцать спиц соединены одной осью, но именно пустота между ними составляет суть колеса. Горшок лепят из глины, но именно пустота в нем составляет суть горшка. Дом строится из стен с окнами и дверями, но именно пустота в нем составляет суть дома. Общий принцип: материальное — полезно, нематериальное - суть бытия.



Пустота ( А.Раппапорт. 20.01.2016)

Пустота в архитектуре понимается по-разному.
Наиболее обычными способами понимания пустоты оказывается распознание незанятости места другими предметами ( постройками) как условие свободного размещения в этом пространстве новых сооружений.
Отсюда происходит понятие «пустырь», «пустошь».

Другое понятие пустоты рассматривает свободное место- пространство как условие организации композиции или расположения проектируемых или существующих сооружений. В таком смысле площадь в городской застройке есть намеренно освобожденное ( пустое) место среди массивов домов и уличных просек.
Третий вид понимания пустоты выводит нас к понятию, различающему фигуры и фоны в двухмерном и трехмерном пространстве. Фигура читается как плотное , заполненное место, ограниченное линиями или поверхностями в «пустом» пространстве фона.

Четвертый вариант пустоты - есть освобождение части тел  или масс для устройства проемов, проходов, каналов, коммуникаций и пр. – таковы пассажи, улицы, переулки, тупики, коридоры, люки.  Такого рода пустоты необходимы для возможности протекания субстанций ( света, воздуха и пр.) или вставки соединительных  элеме6тов.

Пятый вариант – структурный означает пустоту как символическую границу или пробел – таковы условные знаки-пробелы между словами на письме или разрывы между изображениями на поверхности  чертежа или рисунка.

В философии и математике  под пустотой можно понимать отсутствие ( пустое множество) или вакуум в физике .
Физический вакуум есть отсутствие в принципе возможных для различения элементов.
В отличие от таких видов пустоты сегодня появляется  область принципиально недоступных для различения пространств черных дыр или темной материи.
Называть их пустотой в старом понимании  как вакуума невозможно но и мыслить их как наполненность содержанием тоже невозможно.
Таким образом эти новые феномены являются принципиально новыми категориями представлений.

В восточной и герметической философии  под пустотой может пониматься полная непроницаемость сознания для тем не менее существующего резервуара смыслов.
В таком случае само сознание строит образ непроницаемости и наполненности как условие своего откровения.

Здесь же возникает и возможность ложного толкования пустоты как содержательности через симулякр содержательности при реальном его отсутствии. Это иллюзия.
Мир иллюзий оказывается онтологически помещенным в пустоту действительности.

Возможное логическое манипулирование различными формами пустоты и наполненности создает неопределенность в употреблении этого понятия. Ясно что опорожнение сосуда, кишечника  или памяти как процесс освобождения или опутсошения никогда не может достичь той абсолютной пустоты как непроницаемости и может создавать только возможные (виртуальные) и частичные образы пустоты. С помощью разного рода предметно-пространственных метафор.

В архитектурной теории можно найти различные варианты манипулирования категорией пустоты .
В том числе  перенесения в архитектуру той философской интерпретации пустоты, которая проблематизирует происхождение знания, сознания и понимания. Возможность применения к такому возникновению  категории пустоты отчасти объясняется тем, что сознание не контролирует содержания своей памяти и  не может  сделать его предметом внутреннего созерцания.
Мы не знаем,  что находится в памяти и можем воспринимать появление идей как возникновение из пустоты. Но можем понимать его и как платоновский анамнез- припоминание.

Возможна и игровая стратегий и тактика психотехнического воображения  некоторой пустоты, в которой происходит обнаружение новой смысловой полноты. В таком случае это игра – технический вариант обратной припоминанию процедуры забвения. Забвение, в таком случае, иллюзорно считается очищением. На самом деле оно уничтожает только привычки стандартной ассоциации идей.

Психоанализ практикует не столько забвение, сколько припоминание вытесненных (в пустоту?) идей, для преодоления их суггестивного влияния.
В истории мы обнаруживаем своего рода варианты  вытеснения культурных реалий и последующее их припоминание, как восстановление.
Так архитектурный авангард искусственного стремился к вытеснению исторических форм культуры, как условие для обнаружения из возникавшей пустоты новой архитектурной субстанции – пространства. А затеем и времени.
В настоящее время мы, преодолевая авангард, возвращаемся к стратегии удержания смыслов и сталкиваемся  с новым парадоксом – припоминаемое имеет уже характер музейной мумии, мертвого смысла и его оживление и реанимация (возрождение) становится вновь и вновь внутренней проблемой воображения.

Не исключено, что пустотой могут считаться области сознания, не содержащие важных категориальных или иных наполнений  не вследствие их реального отсутствия, а  вследствие их игнорирования.
На этом строятся разные стратегии и тактики феноменологического и культурно-герменевтического манипулирования.

С Ситар
«Здесь упущено – или сознательно обойдено молчанием – каноническое для восточной традиции (как, впрочем, и для европейской мистики) понятие пустоты в смысле абсолютной взаимозависимости, т.е. относительности-номинальности всего, определяемого как сущее. Судя по всему, это понятие либо дается без спросу, либо превращается в непреодолимый камень преткновения для мысли».

Комментариев нет:

Отправить комментарий