Важнейший поворот этого тысячелетия возвращение к мнению от истины..
После античного поворота от мнения к истине это вторая существенная революция сознания.
Сначала это была Истина мифа и Писания, потом истина логики и закона, наконец, истина совести и долга.
Кульминация истины была в математике и физике
Потом в методе и эксперименте
Наконец в языке и логике
Истина была всеобщей и опиралась на универсалии
Пространства, времени, причины
Затем в неё включился факт, наблюдаемое ( очевидное) и исчисление.
Наконец, пришла статистика и норма.
Глбальная коммуникация интернета сделала все мнения фактами причём фактами, смысл которых относителен.
Категориями истинного мира служат универсалии, релевантные целому миру, постоянные онтологии.
Категория пространства становится таковой в философии Декарта и проникает в архитектуру авангарда прежде всего, в супрематизм, вместе с геометрической онтологией форм.
При этом она не теряет связи с феноменологией и психологией зрительного восприятия! В результате субъект превращается в онтологему равновеликую миру.
Этот наивный феноменологической субъективизм был трансформирован в обьективизм с помощью категорий функция и деятельность.
В авангарде, таким образом, субъект, как творец форм и целого был заменен понятиями функции и соответствия, на основе которых строились онтологии норм и образцов.
Начиная с середины 20 века мы видим реституцию субъекта как локальности, индивидуальности, и, соответственно, новую эмпирическую психологию и феноменологию. Так возникает категория места а в клише гений места она втягивает в себя и ген генетики, то есть творчества и созидания, который приписывается самому месту в обход человека.
Парадокс в том, что этот ген деятельности, будучи локальным, теряет нормативность, требующую универсалий.
Ищутся новые универсалии в лице архетипов, прототипов, традиций, канонов и пр.,но в Новом мире все они оказываются мнениями и их нормативность полагается вторично, через статистику, что парадоксально, если не комично.
Новая система мнений держится директивно и авторитетно через систему двух властей - гениев и бюрократии. Власть гениев постепенно вянет , старясь в стереотипах, власть бюрократии растет, но камуфлируется псевдонаукой , например, социологией или психологией.
Поиски общих оснований ведут к экологии или культу земной жизни или к космологии и законам физической интерпретации эволюции.
Глобализация и интернет конца прошлого и начала нынешнего века размывает и власть гениев и власть бюрократии.
На смену власти автократических авторитетов приходит индивидуум и тотальная идентификация момента и действия. Вопрос об онтологическом месте человека, то есть антропологическом элементе остаётся открытым.
Архитектура в такой ситуации второй раз в истории может оказаться. Источником онтологической стабилизации индивида.
Прогресс как идеология космической эволюции может уступить место ценности памяти как сохранения индивидуальных событий и вещей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий